28/06/2001 - 15:09
Закончился II Медиа Форум

Вчера вечером в Москве закончился II Медиа Форум Московского кинофестиваля – специальная программа видео-арта и сетевого кино. В Белом зале Дома кино были названы имена победителей, выбором которых жюри занималось несколько последних дней, вручены призы и показаны последние ретроспективы видеоработ.

В номинации "Телеприсутствие в широком диапазоне", которая была посвящена тому, как два врага – ТВ и искусство новых медиа – взаимодействуют и влияют друг на друга, первое место занял короткометражный документальный фильм "Вместе мы можем победить капитализм". Работа принадлежит двум американцам, Энди Коксу и Гэбриелу Газмену, радикальным кинорежиссерам, членам одноименной группы художников, и рассказывает, собственно, о деятельности этого творческого коллектива. Фильм состоит из серии коммюнике о пороках капитализма и коммунизма, в которых история группы переплетается с историей движения протеста. Фильм отличает высокая скорость действия. Повествование организовано вокруг подрывных сообщений, появляющихся на огромном передвижном электронном табло для управления уличным движением, которое группа демонстрировала в Сан-Франциско. Одно из таких посланий – "ОСТОРОЖНО! ВПЕРЕДИ БИРЖЕВОЙ КРАХ" – появилось в час пик перед зданием Тихоокеанской Биржи.

Поощрительными призами в этой номинации жюри под руководством Сюзан Яшко, куратора берлинского фестиваля медиа-искусства "Transmediale", наградило Романа Корниленко за работу "Доктор Луцик" (импровизация на тему улучшения самочувствия наркоманов путем оперативного вмешательства) и медиа-художников Андрея и Юлю Великановых за "Дуализм языкового сознания ассиметричен" (вырванные из контекста цитаты из философских текстов на фоне веселых песен и плясок под гармошку).

Второе место в номинации "Мультивидео", где был представлен непосредственно видео-арт, заняли сразу две работы – "Абоненты" (Ольги Столповской и Виктора Олимпиева) и "Виртуальное тело Бога" (уже известных Великановых). Андрей Великанов, получая приз, сказал, что "в фестивале, которые проводят Оля Шишко с Алексеев Исаевым (руководители центра Медиа Арт Лаб, организатора "Медиа Форума" – Рунетка), всегда борются светлое и темное. Светлое всегда побеждает. Но я совсем не ожидал, что получу приз, поэтому я не знаю, какой силы это рук дело – светлой или темной". Великанов, помимо диплома победителя, получил специальный приз – место в секции новых новых экранных технологий Союза кинематографистов, куда его приняли прямо на сцене. Пальма первенства в "Мультивидео" досталось канадско-французской работе режиссера Жюли Кристин Фортье за фильм "Механическое родео", сочетание минимализма и обостренного чувства юмора. Небольшой видео-перфоманс построен на обмане зрения – исполнитель с неподвижным лицом мчится в механическом ритме.

В последней конкурсной номинации, "Киберкино", ни один из российских участников награжден не был. Два третьих места заняли работы "Напечатай меня" норвежца Бьорна Вангена и отмеченное особым вниманием жюри произведение немца Михаэля Бриннтрупа "Не фильм". Бриннтрупа, как и Великанова, приняли в Союз кинематографистов. Победители значительно омолодили творческий союз, средний возраст членов которого до сих пор составлял 64 года.

Второе место в "Киберкино" занял "Разбойник с большой дороги" британской группы "ЭмбиентТВ-нет" (Ману Лукш и Илзе Блэк), фильм о путешествии снятый камерой "вживую". Первое же место занял Игорь Стромайер из Словении и его работа "Балеттикка Интернеттикка". В проекте балет воплощается в серии стоп-кадров (снятых  веб-камерой), автоматически выгружаемых в Интернет каждые 20 секунд. Любопытно, что причиной создания работы послужили события в России: автор решил станцевать сетевой балет, чтобы оказать поддержку в реконструкции Большого Театра.

Надо заметить, что работы номинантов "Киберкино", наверное, единственные из фильмов-участников ММКФ, которые не были показаны на большом экране. Рассчитанные только на существование в Интернете, они не являются кинематографическими произведениями в традиционном понимании: организаторы называли их "сетевым художественным проектам, которые презентуют новые формы экранных шоу в Интернете". Но в любом случае, независимо от определения, "Медиа Форум" стал для сетевого кино первым и, видимо, пока единственным, по крайней мере в России, мероприятием подобного уровня (и официально признанного государством), где узаконено их право на существование наравне с традиционным кинематографом.

Роман Лейбов, член жюри номинации "Киберкино", ответил на несколько вопросов "Рунетки" о сетевом кино:
– Почему все кибер-фильмы, как правило, так сказать "короткометражны"? Чем объясняются их небольшая продолжительность? Только техническими сложностями?
– Не только. Еще - особенностями зрения человека.

– В кибер-кино высока степень задействованности зрителя - интерактивные элементы и т.п. Это нормально, когда произведение открыто для "произвола" зрителя, потребителя?
– Во-первых,  не  так уж высока. Читая книгу, вы также можете пропустить эпизод,  глядя  фильм  по телевизору – подавно. Точно так же можете не "кликнуть"  на ссылку и здесь. По-настоящему интерактивных проектов не так много. Во-вторых, не "потребителя", а "соавтора" тогда уж. В-третьих,  любое  понимание - процесс, требующий активного вовлечения зрителя/читателя/слушателя.

Большое количество абстракций – беда или достоинство кибер-кино?
– В  каком  смысле  "абстракций"?  Неживописных  элементов?  Абстрактных изображений? Все можно повернуть и так и эдак, если уметь.

– Чем Вы можете объяснить, что кибер-кино присущ определенный космополитизм?
– Кино и живописи он вообще присущ в значительной степени. А  тут  еще  и новая разновидность визуального искусства, не так много авторов, все молодые и более или менее общающиеся друг с другом...

– Как Вы думаете, сетевое кино когда-нибудь будет иметь широкую популярность?
– Нет  (если  сравнивать с аудиторией изделий индийских или американских студий). Да  (если  под  популярностью иметь в виду обращения к
соответствующим ресурсам активных пользователей Интернета).

– Как Вы относитель ко многочисленным разговорам о появлении нового искусства – электронного? Останется ли это искусство в... вечности? Станет ли классикой? Если станет, то классикой чего? Что может прийти ему на cмену, этим новым "сетевым художественным проектам, которые презентируют новые формы экранных шоу в Интернете"?
–  Предсказание – дело неблагодарное. Поэтому не рискну. Я  думаю, очень сильно на технологии завязано все сейчас. А технология слишком активно развивается.

II Медиа Форум закончился интерактивным перфомансом и показом лучших работ европейских медиа-фестивалей. На сцену Белого зала Дома кино вышел в темных очках директор "Медиа Форума" Алексей Исаев с перемотанной бинтами головой с подключенными к ней датчиками. Исаева усадили в кресло, погасили свет и включили "страшную" музыку. На экране показывались отрывки фраз из интернет-рекламы ("Confirm your 30000$ entry", "I want to send an e-mail") и графический мусор. Организаторы интерактивного перфоманса Наталья Борисова и Андрей Смирнов пытались убедить зрителей в том, что именно мысли г-на Исаева проецировались на экран.

Свежие новости: