Сергей Тетерин
Интервью с медиа-художником KustoKusto

В ноябре 2000 года этот московский “дигитальный художник“ – KustoKusto – неожиданно для многих получил Гран-при японского фестиваля современного медиа-искусства “ArtOnTheNet-2000” – за оригинальный римейк Пикассо: geocities.com/dostup.geo/picasso/

teterin: Ну что же, давай сначала тебя как то обозначим для наших читателей. Кто ты в первую очередь - “дигитальный художник” или...? 
kustokusto: Я просто художник – этого достаточно. 
teterin: Ну а если в процентах – сколько твоего творчества реализуется в цифровой форме? И сколько висит в реальных галереях? 
kustokusto: Фифти-фифти, я думаю... 
teterin: Ты говорил как-то, что выставляешься за границей. А где именно? 
kustokusto: У меня "блатхата" – как у нас теперь говорят – в крупной копенгагенской галерее, уже скоро 10 лет. ARTHOUSE – это в центре – Danas Plads 10 – заходи.
teterin: Тааак... А в ноябре на японском фестивале "ArtOnNet 2000" тебе присудили Гран-при. За работу “Машина Пикассо”. Легко было выиграть? 
kustokusto:
Месяц работы – не знаю – легко или нет – все было по кайфу – и я не напрягался.

(примечание: телеграфный стиль ответов “дигитального художника” объясняется не “рваным стилем” мышления, а очень просто - крайней неохотой помногу печатать на клавиатуре.)

teterin: Ты и сейчас не слишком носишься с этим Гран-при. Как это изменило твою жизнь – внимание прессы? много денег? признание “коллег по цеху” – других медиа-художников? 
kustokusto: В Москве я как был "не видим" – так и остался . Моя страна живет пока в прошлом – манимани и т.д., так что я парашютист из будущего.
teterin: А этот проект – "Машина Пикассо" – насколько он авторский по твоему мнению? То есть – как много в нем осталось от первоначального Пикассо и сколько появилось Кусто? 
kustokusto: Если бы был жив Пикассо – все это не имело бы смысла – я хочу сказать , что он придумал бы что-то , что оставило его искусство живым . Дело не в том – сколько в работе художника – главное – на какой он поляне - искусства или культуры.
teterin:
Когда ты делал Машину Пикассо, ты был на какой поляне?
kustokusto: Я давно перешел с поляны культуры – но в данный момент – миллениум и т.д. – мне было интересно – куда девается прошлое искусство и можно ли его “утилизировать” – для “продолжения линии”.
teterin: Утилизировать? Я не совсем согласен с этим термином. Может быть лучше сказать – “адаптировать к новым реальностям“? Актуализировать полезные ископаемые мировой культуры для онлайна?
kustokusto: Онлайн – это второе название жизни. Чем больше жизни – тем больше "онлайна". Просто мы как в Цюрихе – “по золоту ходим” – но не видим. А я то вижу – потому что одной ногой в прошлом – давно живу.
teterin: А другой ногой стало быть в будущем. Расскажи что заставило тебя, вполне успешного офлайнового художника 40 лет, взяться за компьютер и освоить все эти мудреные макромедиа-флэш технологии... Трудно было?
kustokusto: Заставило любопытство. Я начинал-то как модернист – даже не пост. Любая новизна – для меня – хлеб насущный. Так как в ХХ веке комп – главная забабаха – значит это моя проблематика. А трудно вообще смириться с отшельничеством – но это и есть горький хлеб художника.
teterin: Медиа (компьютерный) художник – всегда отшельник? В отличие от обычных “классических” художников офлайна?
kustokusto:
“Та же фигня” – как говорят “смайлики”. Просто есть возможность “пристраивать” свое искусство без унижений, присущих офлайну.

teterin: Кто такие смайлики?
kustokusto: Это поколение “некстнекст” – они даже смеяться не будут, пока ты им смайлик не покажешь.
teterin: Ясно. Ну вот я недавно был на вечеринке модного журнала в ночном клубе и долго смотрел на этих смайликов. И очень четко ощущал, что в этой среде нечего и говорить про современное искусство, даже про такое “успешное“, которое представляет, например Guelman.Ru. С другой стороны, “смайлики” никогда не скажут что им пофигу Интернет, мобилы и прочие новые технологии и кибер-культуры. Как ты считаешь, можно ли все же рассматривать “НекстНекст” как потенциальную аудиторию для будущего русского медиаискусства? Иначе зачем все актуализировать и адаптировать, для кого?
kustokusto: Я думаю – они уже “там” – “подглючены” – только не на ТВ, как старички, а на сетку. А без глюков сейчас нигде - жизнь плющит. Только адекватные художники могут “изнутри глюков” говорить о норме. Вся художественная практика – это реализация глюков.
teterin: То есть для русских медиа-художников правильная тактика – это углубиться в глюки молодого поколения и как вирус гриппа овладеть им изнутри?
kustokusto: Да - как здоровые антитела – циркулировать в едином организме цивилизации – может не так скоро все загнемся...
teterin: Ой-ей-йей, а тональности-то у тебя такие же апокалиптические как и у “обычных классических” художников... С какой стати мы загнемся, по крайней мере – все? Ты что ли тоже думаешь что искусство больше никому никогда не понадобится?
kustokusto: Искусство не цель, а средство. Только вот для чего, мало кто знает. А я знаю: искусство – это кайло цивилизации – чтобы болото культуры не засосало. И вот цивилизация рубится рубитсярубитсярубитсярубится – с одной только целью – а вот цель-то, никто и не знает. 
teterin:
Цель и смысл. Наверное поэтому ты и затеял проект “Смысл Ру”.
kustokusto: Да достало все – жить в стране – как в жопе – которая думает что смысл в пищеварении, а вокруг так много умных людей – многое понимают.
teterin: И что, сейчас, когда это проект во многом сделан, что-то прояснилось?
kustokusto: Самое оптимистическое – это массовый вывод – что смысла в жизни нет. И это говорят люди пожившие... Но главное – это тональность – как сказано – многое проясняет...
teterin: Минорная? Грустят по поводу смысла?
kustokusto: Нет – мажорная – как у Баха – а потом в минор – не все однозначно.

teterin: Вернемся к разговору о двух полянах. То есть можно работать, делать актуальные версии "чахнущих" произведений искусства, это будет работа художника на поляне культуры. А можно залезть на поляну искусства и делать уникальные не опускающиеся до постмодернизма шедевры. Так?
kustokusto: Я вывел новую теорию – может это что-то объяснит – теория Операционных систем. Вкратце - русская операционка – на которую хотели в ХХ веке посадить весь мир, накрылась, а признавать не хотим. Но не в этом дело. Главное противоречие искусства – в ненаписанности главной проги – типа “Виндов” для искусства – все мечутся со своими самопалами – время такое – но что-то там вдалеке уже завиднелось...
teterin: Ну-ка ну-ка – что там завиднелось??? Очень интересно!
kustokusto: Цивилизация стремится к единообразию – нужны “межплатформенные” виды искусства. “Мак” давно уже под виндами де факто. Только пластик меняет. Но когда все срастется, организм начнет слаженно циркулировать, и наша цивилизация сможет претендовать на “видимость”.
teterin: Стало быть, сдохла русская операционка “Великое русское искусство ХХ века”... Welcome to American New Media Art?
kustokusto: Ну это была не операционка – скорее добротный софт – типа фотошопа – но я давно перешел на макромедиевкие проги.
teterin: И что же, увидел волшебные горизонты?
kustokusto: Скорее впрыгнул в уходящий самолет – а в этой летающей фиговине главное не горизонты - главное мягкая просадка – не к ночи будь сказано.
teterin: И поэтично и здравомысляще одновременно! Браво Kusto! И как ты считаешь, наступит ли в ближайшие год-два расцвет или хотя бы начнется подъем такого странного и никому не понятного явления в культуре, как русское медиа искусство?
kustokusto: Главное, чтобы когда отпадет первая часть, медиа – чтобы вторая часть осталась. искусство все-таки важнее.
teterin: “Желаю, чтобы все...”. И тебе того же :-)
kustokusto: Аминь!

*  *  *

Буквально в последние дни декабря (прошлого века, тысячелетия и т.д.) на Guelman.Ru появилась сетевая версия мультимедийного арт-проекта KustoKusto и Светланы Басковой "Смысл.Ру". В отличие от версии на CD, там не так много высказываний знаменитых человеков "О смысле" (есть Осмоловский, Мавроматти, Бакштейн...), но зато прибавилась возможность в онлайне вписать свой собственный смысл или что там у вас вместо него. Уже отметились Марат Гельман и Макс Фрай, есть что почитать.

Сергей Тетерин, www.artinfo.ru/ru/news.


Свежие статьи: