15/06/2001 - 16:31
Порталу "Смерть в Интернете" исполнилось четыре года

13 июня один из старейших сайтов Рунета, портал "Смерть в Интернете", справил юбилей. Сайт появился четыре года назад – 13 июня 1997 года, по масштабам Рунета это целая жизнь. Главным предметом внимания портала, как и сейчас, тогда стала смерть как явление, которое рассматривалось и оценивалось с разных точек зрения.

В течение определенного периода сайт "Смерть в Интернете" был весьма популярен в набиравшем обороты Рунете, однако с появлением множества развлекательных проектов его посещаемость пошла на убыль. Как утверждает создатель и постоянный автор сайта Адрей Травин, сетевой журналист и один из первопроходцев Рунета,  в настоящее время "Смерть в Интернете" наиболее авторитетный и компетентный сайт о смерти в Рунете.

Рунетка: Что вас подтолкнуло к созданию сайта "Смерть в Интернете"?
Травин: В апреле 1997 года был надолго ликвидирован домен death.com, и в том же месяце вышел новый альбом группы "Крематорий" с песней "Смерти нет". Это совпадение стало для меня толчком к написанию веб-обзора "Смерти больше нет... в Internet" – тогда еще писали это слово исключительно латинскими буквами. Я предложил данный обзор журналу "Мир Internet", в котором тогда успешно печатался. Журнал (после более чем месячного размышления) ответил отказом, ссылаясь (внимание!) на нарушения общепринятых табу. И вот тогда я выложил свой обзор в Сеть, а Иван Паравозов немедленно придумал для него определение жанра "виртуальное эссе".  Еще несколько месяцев спустя такие виртуальные эссе (то есть эстетские длинные тексты на тему культуры со множеством ссылок) появились в "Русском журнале", но тогда его не было, и я сразу ощутил сопротивление оффлайновой среды, которая как раз и включает "механизм" работы таланта. Короче, все, что не делается, то к лучшему.

Рунетка: То, что сайт появился четыре года назад в день смерти Булата Окуждавы, было случайностью?
Травин:
Чистой случайностью было и то, что я создал первый вариант сайта в день смерти Окуджавы, и то, что я выложил его в Сеть на следующий день в "черную пятницу" 13 июня 1997 года, когда вышел траурный выпуск "Вечернего Интернета". Просто 12 июня у нас, как известно, выходной – день независимости России непонятно от кого. А в то время я работал не в интернет-компаниях, и как раз делал сайты только по праздникам. (Первый в своей жизни сайт, посвященный выходу первой книги Жоржа Брассанса на русском языке, я сделал 7 января 1997 года – в рождественский выходной).

Рунетка: Интернет как-то переосмыслил смерть как явление? Насколько, по-вашему, изменилось само понятие смерти с появлением Интернета?
Травин: Во-первых, Интернет показал, что сайты о смерти  – вообще очень удобная тема сайта для индивидуала. Сейчас есть уже немало личных страниц на эту тему, и они будут расти, успешно конкурируя с личными сайтам типа "я и фотографии моей собаки размером в 100 кб".

Во-вторых, Интернет стал самым лучшим и полным источником на тему Смерти, хотя в целом он пока не является самой лучшей на свете библиотекой или энциклопедией. Ответить на вопрос об изменении понятия смерти в массовом сознании сетевых жителей я затрудняюсь, так как не вижу инструмента, с помощью которого это можно было бы мониторить. Ясно, что в современном обществе, которое настолько стыдится смерти, никакая горстка сайтов  не совершит быстрых перемен.

Рунетка: Как вы считаете, почему "Смерть в Интернете" в общем-то быстро набрала популярность и столь же быстро начала ее терять? Может быть, существовал определенный период в жизни Рунета, когда эта тема смерти была наиболее востребованной?
Травин: Тут надо  заметить, что даже на высшем пике интереса мой сайт не поднимался выше четвертого места в Рамблер/Литература - Мошков и Экслер и тогда были популярнее. Дело здесь в том, что я, будучи человеком "себе на уме", начал поступать вразрез с тем, что принято в сетевом сообществе.  В нашей сетевой тусовке долбить в одну точку считается приемлемым только в интересах развития бизнеса (как, например, Тимофей Бокарев),  личные проекты должна закрываться, еще раньше, чем притупится интерес автора и читающей публики, и вместо них открываться новые, показывающие автора с неожиданной стороны (пример  – Алексей Андреев, где он был со всеми своими сетевыми игрушками, если бы поддерживал их до сих пор?).

Возможно многие из тех уважаемых людей, которые приветствовали открытие "Смерти в Интернете" рассматривали сайт как художественный эстетский проект. Не случайно, наверное, Ольга Шишко специально спрашивала меня, почему я не подавал "Смерть в Интернете" на участие в конкурсах сетевого искусства "Да-да-net". А я взял линию на то, что прикольность или эпатаж общественного мнения стали не главными для "Смерти в Интернете". После первой годовщины я решил для себя, что главное не разбрасываться на сайты-однодневки типа генератора открытых писем, главное – "рыть" в направлении главной темы.

Рунетка: Как вы сами относитесь к смерти? Легко или очень серьезно?
Травин: У меня достаточно оригинальное мировоззрение, которое я ни разу не высказывал ни на более чем 430 страницах "Смерти в Интернете", ни где-либо еще. И лишь невнятно намекал в одном из своих стихотворений. Таким образом, в ответе на этот вопрос "Рунетка" получает "эксклюзив". Его традиционная составляющая: смысл жизни, заключающийся в том, чтобы посадить дерево и вырастить сына – неполный, а настоящий смысл жизни в том, что мы бессмертны. А оригинальная компонента – в том, что душа после смерти очень мало может изменить и сама меняться, поэтому важен именно "градиент души" в момент перехода. Я отношусь к смерти серьезно. А начну относиться легко, когда у меня возникнет ощущение, что я живу достаточно правильно и гармонично. Пожалуй, я предпочел бы умереть в высоких горах. Там душа стремится наверх, там я даже не испытываю страха смерти, из-за чего мне еще в восьмидесятые годы не рекомендовали заниматься горным туризмом.

Рунетка: Как сайт "Смерть в Интернете" будет жить дальше?
Травин: Есть несколько вариантов развития, кроме того, чтобы все бросить. Первый – выложить все материалы, которые сделали мои взгляды такими, какие они есть. То есть предложить предположительно молодым людям пройти какой-то подобный путь. Я склоняюсь к тому, что это - неправильный вариант, такой же губительный для сайта, как было бы смертельным решением для FM-радиостанции передавать только песни чьей-то обширной фонотеки.

Второй  - превратиться в энциклопедию и выложить информацию на тему смерти в размере CD-ROM (есть в Москве один человек, который может ее предоставить в таком объеме). Но тогда мне надо будет перебираться с Чертовых Куличек под крылышко "Кириллу и Мефодию". Довольно робкие переговоры на этот счет я вел с Рудниковым с январе 2000 года, но пока сам не решился на такой шаг. К сожалению, в моих планах не стоит перевести "Смерть в Интернете" и на платформу Коммунивер, чтобы создавать сообщество. Я не из таких людей, кто умеет раскручивать людей на дискуссии.

И, наконец, третий вариант, к которому я склоняюсь - жить в свое удовольствие. Не обращать внимания на гримасы общественного внимания,
заставляющие всюду натыкать на подробности казни одного американского придурка, а брать и печатать интервью, к примеру, о том,  что думают о смерти "Ночные снайперы" или "ДДТ"... Или разбираться в самых  сложных аспектах темы – к примеру, в переселении душ – где нельзя опереться  на священное писание, а приходится думать и еще раз думать... самому. Чего и всем желаю.

Свежие новости: